steel-kupol@yandex.ru Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Казань, Сочи, Краснодар, республика Крым, Сахалин

"Стальной купол" оценил ситуацию с атаками беспилотников на нефтебазы и химические производства в РФ в 2024 году. 05.05.2024 13:59

Обзор геополитической ситуации.

В период с 2022 по 2024 год объекты энергетики стали наиболее уязвимой целью для атак беспилотными летательными аппаратами. Несколько десятков нефтеперерабатывающих заводов и топливных хранилищ стали жертвами атак дронов.

По расчётам Аналитического центра «Стального купола», любое попадание в нефтеперерабатывающий завод приводит к остановке производства не менее чем на 7-10 дней. Ущерб от такой атаки не менее 1 миллиарда рублей, с учётом стоимости восстановительного ремонта, остановки производства и сбоев в графике отгрузки товарной продукции.

По информации из СМИ, «Запад» будет стремиться уничтожить именно нефтедобывающую и газодобывающую промышленность России, а также все сопутствующие отрасли.

Главная задача «Запада» - уничтожение финансовых потоков России для лишения нас возможности вести независимую политику и потери суверенитета страны.

Наиболее яркий пример – уничтожение подводного газопровода «Северный поток» .

При отсутствии возможности прямого военного столкновения, «Запад» будет действовать от своих «прокси» и вести диверсионную деятельность через псевдо-«украинцев», путём увеличения атак беспилотными летательными аппаратами. Такая форма диверсий, формально, не подпадает под объявление войны, поскольку управление БПЛА производится анонимно, а в самом атакующем объекте (в отличие от самолета) отсутствует военный, какой-либо страны.

Война между «Западом» и Россией продолжается слишком долго и её окончание возможно только путём полного уничтожения одной из сторон. Следует считать этот конфликт многовековым и перманентным.

Угрозы объектам критической инфраструктуры РФ

ОКИ приводятся в негодность в результате взрыва небольшим взрывным устройством резервуаром с легковоспламеняющимися (детонирующими) веществами или подрывом наиболее важных узлов и агрегатов.

Способами диверсий являются удаленные или непосредственные акции.

Непосредственные – проведение диверсии с проникновением злоумышленника на объект из вне или вербовка действующего работника предприятия, имеющего доступ на территорию.

Удаленные акции – заброс взрывчатых веществ через забор предприятия, выстрел из гранатомета или миномета из близлежащих территорий или использование беспилотных средств доставки (дронов/БПЛА).

Перспективными станут массовые атаки дронов с вражеской территории, по 30-100 дронов в сторону каждого объекта единовременно.

Типы атакующих аппаратов (самолетного и вертолетного типа) при удаленной диверсионной операции.

Объекты критической инфраструктуры наиболее уязвимы от беспилотных летательных аппаратов двух типов:

малые беспилотники (квадрокоптеры) – не менее 4х несущих винтов, приводимых в движение электрическими двигателями.

Преимущества квадрокоптеров: малые габариты, незаметен для систем противовоздушной обороны, может использоваться в комбинации с любыми взрывными устройствами (граната, выстрел РПГ и т.д.)

Недостатки квадрокоптера: малое расстояние полёта, небольшой вес полезной нагрузки (взрывное устройство), уязвимость для средств радиоэлектронной борьбы, необходимость запуска в непосредственной близости от объекта нападения. Из-за малых габаритов и низкой мощности, обладают слабой кинетической энергией при подлёте к цели.

тяжелые беспилотники (самолётного типа) – один или два тяговых винта, планирование на крыльях, конструктивно схожи с самолётом.

Преимущества БПЛА самолетного типа - большое расстояние полёта, большой вес полезной нагрузки

Недостатки БПЛА самолетного типа—низкая маневренность, доступное обнаружение визуально и средствами радиолокации.

Существующие меры защиты и их эффективность.

В настоящее время ОКИ защищают себя двумя способами: физическая защита (заборы, тросовое ограждение, сварные сетки) и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Недостатками систем РЭБ является их низкая эффективность и очень высокая стоимость.

Физическая защита не рассчитана на погашение кинетической нагрузки (сварная сетка), сетка рабица.

Тросовое ограждение не закрывает верхнюю часть сооружения и не рассчитано на крупные БПЛА самолетного типа. Трос просто порвется. Кроме того, тросовое ограждение не даёт эффективного демпферного пространства.

Одним из наиболее уязвимых типов целей для беспилотников являются морские суда, находящиеся под загрузкой у морских платформ и в портах загрузки.

Угрозы в отношении морских объектов

Морские объекты (нефтедобывающие платформы и т.п.) находятся на открытой местности, слабо защищены системами ПВО и РЭБ, при этом являются идеальной для наведения целью, поскольку не могут быть замаскированы или оперативно перемещены.

Вывод из строя нефтедобывающей платформы в море – самая простая из целей.

Кроме того, накопление детонирующего материала происходит в момент отгрузки нефти на танкер.

Сам танкер в море – открытая и легкая цель.

При этом ряд целей находится на незначительном удалении от берега и могут быть атакованы несколькими видами беспилотных атакующих аппаратов: надводными (беспилотные катера), подводными дронами и воздушными дронами обоих типов.

Стоит отметить, что страховые компании отказывают застрахованным нефтебазам и нефтезаводам в выплатах компенсаций, ссылаясь на то, что "теракт" - это форс-мажор.

Поэтому забота собственника о защите - его прямая обязанность. Никто кроме него не защитит.